Реальные проблемы многодетных в 2024 году, объявленном в России Годом семьи, далеки от решения. Одна из главных заявленных задач – поддержка многодетных и многопоколенных семей. Но у многих многодетных семей в Год семьи далеко не праздничное настроение. На практике решение важнейшей проблемы многодетных семей – с жильем, – в Новосибирской области, мягко говоря, хромает на обе ноги.
Защита и поддержка семей с детьми – одно из приоритетных направлений национального проекта «Демография». Вопросы демографии сегодня, что называется, в тренде: из уст тех, кто облечен властью, едва ли не ежедневно можно услышать слова о том, что многодетная семья – это здорово, правильно, настоящее благо.
В начале февраля в регионе утвердили план празднования Года семьи в Новосибирской области, а губернатор Андрей Травников подчеркивал важность поддержки семей и сохранение традиционных ценностей, выделенных решениями президента Российской Федерации.
В самом плане празднования Года семьи порядка двадцати разного рода торжественных мероприятий, конференций и форумов. Естественно, на все эти мероприятия будут потрачены средства бюджета. Правда, к решению реальных проблем тех же многодетных семей все они отношения практически не имеют и никакого праздничного настроения не добавляют. Скорее, это похоже на иллюзию заботы, своего рода «дымовую завесу». Ведь расходы областного бюджета на обеспечение жильем многодетных семей, в рамках подпрограммы «Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области в обеспечении жилыми помещениями многодетных малообеспеченных семей» Госпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области», после рекордных для региона 74,3 млн рублей в 2017 году, вот уже пять лет весьма скромные – 30 миллионов. По планам чиновников – это 8 квартир в год. Даже сами представители областного правительства еще в 2019 году признавали, что такими темпами в Новосибирской области к 2024 году получат жилье только 7% нуждающихся многодетных семей…
При этом планы по этому показателю стабильно выполняются на 100%.
Почему так происходит, прокомментировал депутат Законодательного Собрания Новосибирской области Вячеслав Илюхин:
— Это происходит потому, что чиновники формируют планы не от потребности людей, а по совсем иной, своей логике. Сколько сможем выделить на эти цели? 30 миллионов? По нормам (15 квадратных метров на каждого члена семьи) – это 8 квартир. Вот и ставят в план: 8 квартир. И в отчетах у них потом все «красиво» – выполнено на 100%. По факту все печально, но зато программу чиновники выполнили, отчет красивый, хвала губернатору. На самом же деле, это, конечно, безобразие!
Но беда еще и в том, что такие темпы «решения» жилищных проблем многодетных семей приводят к тому, что ежегодно многие семьи лишаются прав на улучшение жилищных условий. По закону семья имеет право на эту льготу до тех пор, пока дети не достигли совершеннолетия. В реальной жизни люди годами стоят в очереди, дети подрастают, им исполняется 18 лет и… семья теряет льготу.
Вот конкретный пример. Вот в этом доме, в двухкомнатной квартире общей площадью 43 кв метра живет семья Казанцевых.
Елена, её муж Максим и пятеро несовершенно летних детей. Семнадцатилетняя Оля, близняшки Надя и Таня, которым по 11 лет, младшим, сыновьям Кириллу и Даниилу, соответственно 9 и 8 лет. Вообще у Казанцевых семь детей, но две старшие дочери уже взрослые, замужем и живут отдельно, одна уже подарила Елене и Максиму внучку.
Казанцевы стоят в очереди на получение жилья с 2018 года. В 2019 году были в этой очереди двадцать шестыми. Несколько лет назад, после того как Елена написала обращение к президенту, они продвинулись на несколько позиций – осенью 2023 года номер их очереди был «19». Но недавно Елена узнала, что их очередь странным образом движется не вперед, а назад – они стали 21-ми.
— Я задала вопрос: «Почему?». На что мне ответили, что в каких-то семьях ребенок родился… Такие у них правила. И смысл тогда в этой очереди? – Недоумевает Елена.
А дети растут куда быстрее, чем чиновники решают проблемы многодетных семей.
— В феврале 2025 года нашей дочери Ольге исполняется 18, ну и все, нас просто вычеркнут из очереди, – сокрушается Елена. – Это наш последний шанс. Почему я и обратилась за помощью к Вячеславу Викторовичу Илюхину…
Депутат Вячеслав Илюхин направил запросы министру труда и социального развития Новосибирской области Елене Бахаревой, начальнику департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска Ольге Незамаевой, в Комитет по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения Законодательного Собрания Новосибирской области.
Полученные на депутатские запросы пространные ответы можно свести к одной фразе: для достаточного обеспечения многодетных семей жильем необходимо дополнительное финансирование, когда оно будет, проблему семьи Елены Казанцевой рассмотрим…
— Это частный случай, который подчеркивает общую тенденцию, – убежден депутат Вячеслав Илюхин. – Как говорят, если в стакане воды нет кита, это вовсе не значит, что китов нет в океане. Но если в стакане есть микробы, то они наверняка есть и в океане, из которого вы зачерпнули воду в стакан. Ситуация с семьей Елены Сергеевны Казанцевой – общая тенденция. Кто-то уже вообще разочаровался и, поняв тщетность этого, никуда не ходи, не пишет и не просит. Вот так у нас исполняют федеральные программы и указы президента. Человек годами стоял в очереди, а его просто уберут, потому что дети выросли. Такое вот «решение проблемы». И вся «конкретика» ответов чиновников на мои запросы заключается в том, что «всё по закону, к сожалению, недостаточно финансирования. Оставлять эти семьи в очереди мы не имеем права». А что дальше делать многодетной семье чиновники не говорят. Такой вот странный закон. И это ведь не только с многодетными такая проблема. Аналогичная ситуация и с обеспечением жильем детей-сирот, которые ждут получения законного жилья по 7-8 лет…
Такой вот Год семьи для многодетных в нашем регионе. План празднования Года семьи есть, торжественные мероприятия есть, конференции и форумы есть. Жилья вот только нет у многодетных семей. Суть всех ответов чиновников, как рассказывает Елена Казанцева, «есть очередь, ждите».
В каких условиях нужно ждать, смотрите сами. Специально для новосибирских чиновников проведем экскурсию. Двухкомнатная хрущевка. Тесный коридорчик, в котором нужно как-то поместить верхнюю одежду семи человек…
— Это едва ли главное неудобство: нет гардероба, всю одежду приходится хранить в коробках. Одеваемся по очереди. Оделся – выходишь и ждешь на лестничной клетка – говорит Елена.
Самый младший, Даниил, показывает нам кухоньку в шесть квадратов… Елена поясняет:
— На кухне одновременно могут поесть два человек. А если я в это время готовлю, то перекусить есть место для одного. Какие уж тут семейные ужины и чаепития…
В одной из комнат – две двухъярусных кровати и диван.
Это спальня младший детей и родителей. Старшая, Ольга, делит еще одну комнату с рабочим местом мамы – Елена швея-надомница, получает заказы от ателье шьет дома, чтобы была возможность домашние дела сделать и за детьми присмотреть.
Дети в этой семье на первом месте. Девочки и Кирилл занимаются в Балете Сибири «Калина» Центра внешкольной работы «Пашинский». Первое, что бросается в глаза в прихожей – целый иконостас из медалей и кубков, полученных на различных конкурсах и фестивалях.
Кроме этого, посещают изостудию «Тюбик», кружок лепки и школу искусств, дополнительно занимаются английским и ментальной математикой. В добавок ко всему родители еще и находят время возить из в бассейн.
— За детей переживаем: они растут, а места для занятий, уроков нет, а у Оли впереди 11-й класс, экзамены. Нет минимального личного пространства, а ведь девочек и мальчиков нужно разделять… Мне очень нравится жить в Пашино, нравится наш городок «Гвардейский», – говорит Елена. – Я бы хотела здесь, в Пашино остаться. В первую очередь, из-за детей, тех условий, которые они здесь имеют для занятий и развития. Всё близко, размеренный, спокойный ритм, – говорит Елена. – Я не понимаю наши власти: если вы не можете обеспечить квартирой, ну дайте определенную сумму денег, субсидию, помогите, чтобы мы могли сами улучшить жилищные условия. Чтобы мы могли в тех же «Крыльях» или «Поколении» квартиру купить. Неужели наши государственные мужи не могут придумать разные варианты реальной помощи и поддержки многодетных? Сертификаты, беспроцентную ипотеку для многодетных, еще что-то… Если государство убеждает нас: «рожайте!», то должна быть с его стороны и реальная помощь, а не очереди, которые не движутся, и из которых тебя вычеркнут, когда подрастут дети…
А теперь скажите: будут ли в семье Казанцевых и других подобных многодетных семьях в Год семьи праздничное настроение? Эти семьи, несмотря на все трудности вырастят, поднимут своих детей, дадут им и образование, и достойное воспитание. Но вот доверие к власти и веру в социальную справедливость они вряд ли обретут. Надо признать, основания для этого у них есть.