Не нужно ничего обещать — нужно работать!

«Оставили жителей на коленях!» – депутаты уличили ГЖИ в бездействии

Фальсификация протоколов собственников жилья приобрела в Новосибирске в последние годы массовый характер. Из жилищных фондов пропадают миллионы, а виновных ни ГЖИ, ни полиции так и не удается установить. Эту проблему взялись обсуждать депутаты Законодательного собрания Новосибирской области, где по инициативе депутата Константина Антонова прошло заседание круглого стола.

Первым слово взял Константин Антонов, он отметил, что эта проблема давно приобрела массовый характер. Депутат схематично описал ситуацию.

Поддельные подписи есть – виновных нет

Жители голосуют за смену способа управления домом. Но управляшка не хочет терять такой лакомый кусок, и вскоре появляется новый протокол.

Жители видят: подписи в нем поддельные, а то и вовсе среди подписантов обнаруживаются давно умершие или продавшие жилье. Собственники обращаются в ГЖИ, но те разводят руками: мол, не имеют ни возможности, ни права проверять бюллетени для голосования и протоколы.

После этого люди обращаются в суд, который длится годами. За это время управляшка успевает обчистить счет дома. Но суд собственники выигрывают, потом голосуют вновь. Через некоторое время в ГЖИ поступает очередной сфальсифицированный протокол от управляшки и все начинается снова.

Полиция тут тоже не помощник. Там могут сразу же отказать в возбуждении уголовного дела, хотя полицейским предоставляются материалы суда, в котором факты и фигуранты фальсификаций установлены.

В других случаях полиция тянет время и уже потом отказывает в возбуждении уголовного дела из-за прошедших процессуальных сроков. А иной раз полиция вообще включает «дурочку»: мол, невозможно установить заинтересованное в фальсификации лицо.

Эти постановления полицейских регулярно опротестовывает прокуратура, но от этого ничего не меняется – и полиция, и ГЖИ продолжают мытарить людей. Полиция делает вид, что работает, ГЖИ прикидывается немощной и неспособной остановить эти фальсификации.  А в итоге такое странное бездействие властей играет на руку проходимцам, помогает им обирать население. К чему это приводит, хорошо видно на примере дома по Железнодорожной, 8/1.

– Компания с помощью ГЖИ зашла управлять домом, 5 миллионов рублей украли. В суд подали – суд встал на сторону собственников жилья и обязал компанию деньги вернуть. Компания недавно обанкротилась, те же самые учредители открыли другую компанию, – поясняет Антонов.

«Преступная халатность» – ГЖИ отказывается защищать права жителей.

Этот порочный круг продолжается в Новосибирске уже более пяти лет. Кроме того, управляющие компании в качестве подписантов указывают, так называемые, «мертвые души». Об этом заявил председатель общественной организации «Новосибирская лига объединений домовладельцев» Денис Катуров.

– В жилищной инспекции должны проверять протоколы на ничтожность. На Железнодорожной 8/1 – за полгода восемь голосований (!). Причем семь из них были проведены с разрывом в один день. Друг за другом идут одни и те же подписи. Причем, согласно протоколам, голосуют умершие более двух лет назад люди! И жилищная инспекция не могла не знать об этих результатах! – возмутился Катуров.

Он предложил обязать ГЖИ проверять подлинность подписей жильцов на протоколах, как это предписано нормативными документами, которые Катуров перечислил.

Затем выступила председатель правления дома на Железнодорожной 2 – Валентина Левина. Она привела другие истории, например, о том, как УК оформляла протоколы на капитальный ремонт стоимостью около 10 миллионов рублей, но ремонт так и не был проведен. Уголовное дело не возбудили, закрыли, так как не нашли доказательств. Она отметила, что уже много лет идет нарушение прав собственников.

После нее слово взял Виталий Дубровский, член правления ТСЖ дома на Железнодорожной 8/1. Их дому удалось отбиться от управляющей компании «Эко-Плюс». Борьба с управляющей компанией началась еще в 2019 году, а в 2021 ситуация обострилась. Жители добивались смены УК, подписывали протоколы, но после их протокола УК приносила в ГЖИ новый, с поддельными подписями. В ГЖИ жителями озвучили: «Чей протокол ляжет последним, та организация и будет управлять домом». Собственники были доведены до крайности, они уже хотели выходить на улицы с протестными акциями.

В итоге, жители обратились в Арбитражный суд, где их интересы представлял Денис Катуров. Он рассказал, как был на личном приеме у начальника Государственной жилищной инспекции Александра Полищука. По словам Катурова, Полищук заявил ему: «Нам все равно – как и что у вас здесь происходит. Какой протокол последний принесут, та компания и будет управлять».

Катуров добавил, что на приеме также обсуждались конкретные случаи. Когда собственники хотели сменить управляющую компанию – голосовали, но результаты были признаны недействительными, даже после решения суда в ГЖИ не приняли волеизъявления жильцов.

– Управляющая компания дома на Золотой Ниве, Красный проспект, 40. Есть решение Октябрьского суда, вступившее в законную силу. Протокол, составленный собственниками, признан действительным, законным. Однако в ГЖИ заявили: «Вы все неправильно проголосовали, какая разница, что решил суд, идите голосуйте заново!» – рассказывает Катуров.

Своим бездействием ГЖИ провоцирует и такие ситуации, когда одновременно домом управляют сразу две организации. Так, с августа 2022 по ноябрь этого же года в доме на Железнодорожной, 8/1 было «двоевластие». Появилась новая управляющая компания, при этом работало и ТСЖ. От этого страдали жильцы, им приходилось содержать обе компании.

– Управляющая компания пришла, а ТСЖ остались! А людям что делать? И таких случаев у нас десятки. Тут уже звучало: управляющая компания 5 миллионов в карман себе положила! Оставили дом на коленях! Если бы ГЖИ выполняло нормально свои обязанности – этого ничего бы не было! – восклицает Виталий Дубровский.

ГЖИ настаивает на своем: «мы тут ни при чем».

В качестве представителя Государственной жилищной инспекции на заседании круглого стола присутствовала заместитель начальника Дарья Дерябина. Ей пришлось оправдываться и отвечать на вопросы, которые накопились у участников заседания. Однако она была крайне неубедительна, к тому же ее неоднократно ловили на откровенной лжи другие участники круглого стола.

Дерябина заявила, что проблема раздута, потому что по их подсчетам таких случаев с фальсификацией протоколов всего восемнадцать и проблема не имеет глобального характера.

– Государственная жилищная инспекция, конечно, не принимает бюллетени без подписей жильцов. Не безграничны наши полномочия и возможности, поэтому мы не можем распознавать поддельные подписи или подлинные. К сожалению, признать подписи недействительными могут только правоохранительные органы. У ГЖИ таких полномочий нет, – затянула свою любимую песню Дерябина.

По ее словам, нужно внести изменения в Жилищный кодекс на основании жалоб от жильцов, а также внести изменения в процедуру голосования. При этом ответственность с ГЖИ Дерябина снимает. Она считает, что в сложившейся ситуации виноваты собственники.

Такой ответ не устроил присутствующих на заседании круглого стола. Тем более, что ГЖИ давно уже предлагает свои «инициативы», что наводит на мысль о том, что чиновники из этой конторы просто пытаются подменить предмет обсуждение, перевести стрелки.

Такая позиция ГЖИ не на шутку разозлила депутата из комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вячеслава Илюхина.

– Дарья Александровна, я не знаю, зачем обращаться в органы, если вы легко можете решить эту проблему. Вы возьмите этот протокол. Какая проблема, чтобы под этим протоколом была подпись сторон, кто эти подписи собирает? Ведь это же можно сделать! Удостоверить подлинность протокола должен либо тот, кто собирает эти подписи, либо тот, кто действует от лица управляющей компании. Вы же можете это сделать! Вам это просто неудобно! – обратился к Дерябиной Илюхин.

Депутат рассказал, что сам неоднократно сталкивался с наплевательским отношением сотрудников ГЖИ к защите интересов прав жителей. Он привел в пример ситуацию, когда жильцы хотели сменить УК, собирали подписи, но «управляшки» их опережали и приносили свой протокол с поддельными подписями. Собственникам пришлось трижды переделывать протокол. Они обратились в ГЖИ, но в инспекции снова развели руками.

– На тот момент ГЖИ никак не помогло жителям. Более того, я вообще не помню ни одного случая, чтобы эта контора хоть как-то кому-то помогала, – заявил Илюхин.

Разбавил градус спора ведущий круглого стола, председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Олег Подойма.

– Дарья Александровна, вы сегодня в единственном числе, поэтому вам придется отвечать на все эти вопросы, – обратился депутат к Дерябиной.

Она в ответ заявила, что предложение Илюхина реализовать невозможно, так как нет законного пути – обязать сборщиков подписывать протоколы.

Однако жалкие потуги чиновницы оправдать свою безучастную позицию не удались. Выступающие стали приводить все больше примеров и случаев фальсификации протоколов, что опровергло ранние утверждения Дерябиной – оказалось, что проблема носит массовый характер.

Так, заместитель председателя комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Евгений Смышляев рассказал, что в доме на Бориса Богаткова 194/4 ситуация со сменой управляющей компании довела людей до отчаяния.

– Так же платили и в ТСЖ, и в УК. Доходило до рукоприкладства: вскрывали замки, несколько раз переголосовывали, были поддельные бюллетени, «мертвые души», чего только не было! Люди понимают, что бороться с УК – как с ветряными мельницами. Сколько бы они действий не предпринимали, уйти от нарушающей законы УК – невозможно,– утверждает Смышляев.

Смышляев обратил внимание на то, что замешаны в фальсификации подписей всегда одни и те же управляющие компании и призвал правоохранительные органы обратить на них внимание.

Для ГЖИ Верховный суд – не указ!

После того, как стало понятно, что представительница ГЖИ отчаянно и крайне неудачно пытается заболтать проблему, доказать, что у этой конторы нет ни полномочий, ни обязательств, разговор перешел в юридическую плоскость. Присутствующие доказали, со ссылкой на решения судов, что ГЖИ обязана на самом раннем этапе выявлять случаи фальсификации и пресекать их. И если бы ведомство Александра Полищука это делало, то никаких бы историй, о которых рассказали участники круглого стола, просто бы не было.

– «Ведомство обязано проверять достоверность волеизъявления собственников», обязано! Почему ГЖИ трактует решение Верховного суда так, как оно хочет?! Если ГЖИ не справляется, – значит, следственным органам необходимо посмотреть. «ГЖИ обязано предоставить рассмотрение заявлений и проверить документы на соблюдение условий достоверности сведений на отсутствие признаков ничтожности» – Все, точка! Я еще раз настаиваю: сегодняшних механизмов и инструментов у ГЖИ предо-статочно! – заявил Константин Антонов, процитировавший несколько решений Верховного суда, чьи решения окончательны и обязательны для исполнения.

Дерябина же попыталась тоже сослаться на какие-то решения суда, однако ее прервал Константин Антонов:

– Я вас год прошу предоставить ваши практики, дайте эти решения, мы их проанализируем. Но вы же их не даете!

– Я впервые слышу ваши просьбы! Также есть решение судебной практики… — начала было говорить Дерябина.

Но тот в разговор вступил член Общественной палаты Новосибирской области Максим Федорченко. Оказалось, что накануне общественники у себя на заседании комиссии обсуждали ту же самую проблему.

– Я вообще не увидел у ГЖИ никакого интереса к исправлению ситуации. Интерес проявляет прокуратура. Мы совместно с прокуратурой будем инициировать такие совещания, чтобы вырабатывать конкретные механизмы. ГЖИ не защищает права граждан, не содействует им, – высказал свое мнение и мнение Общественной палаты Максим Федорченко, приведя при этом многочисленные факты «странной» позиции ГЖИ.

Тут не выдержал депутат Вячеслав Илюхин:

– Я не понимаю, зачем нам такая ГЖИ нужна? Распустить ее и набрать новых людей!

Денис Катуров в этот момент возвращает разговор в русло обсуждения нормативных документов, которые не только позволяют, но даже обязывают ГЖИ пресекать подобные ситуации с фальсификацией протоколов. Он ссылается на приказ Минстроя 44б от 28 декабря 2019 года «О порядке оформления протоколов».

– Человек, присутствующий на заседании, обязан подписывать протокол. А вы говорите: «не можем заставить». Это обязательное приложение, вы без него не можете принять протокол к учету! – замечает Катуров.

Однако Дерябина, сославшись на другой закон, уверяет, что сотрудники ГЖИ не обязаны оценивать подлинность протокола.

– Если к нам поступает протокол в течение трех месяцев – мы проводим проверку, оформляем и предоставляем собственникам для обращения в суд результаты нашей проверки, – уверяет Дарья Дерябина.

Катуров обнаружил нестыковки в ее словах.

– Извините, но я вас поймал на лжи. Судья трижды запрашивал результаты проверки ГЖИ, но ее начальник ответил: «не знаю, вообще о чем!». Согласно законодательству, ГЖИ должна ежегодно получать реестр собственников. В чем проблема, сверить полученный протокол и реестр собственников с текущей ситуацией? Я в этом не вижу проблемы, но это не делается ГЖИ. Есть решение суда об умерших, но ГЖИ все отрицает, – припер к стенке Дерябину своими аргументами Катуров.

В этот момент в дискуссию вновь возвращается Вячеслав Илюхин – позиция представителя ГЖИ вывела его из себя.

– Давайте решать проблему, а не просто позволить ГЖИ отмазаться! Я бы хотел, чтобы мы здесь на этом круглом столе приняли решение, которое устроит собственников жилья, а не жилищную инспекцию! Собственников, которых представляем мы с вами – депутаты! Сейчас для всех нас здравомыслящих очевидно, что ГЖИ не справляется со своими обязанностями – раз! ГЖИ вытворяет, что хочет и плевать она хотела на решения суда! – заявил Илюхин. – И если мы просто поболтали, то зачем мы здесь нужны, как и жилищная инспекция? Тогда нам всем надо сегодня же сдать мандаты и уйти из Законодательного собрания! Мы должны отстаивать права собственников, а не проводить совещание ради того, чтобы его провести. Обратили внимание на проблему – мы должны ее решить! – заявил парламентарий.

Он потребовал сократить всех действующих сотрудников Государственной жилищной инспекции и трудоустроить на их место других: «ГЖИ должна быть полностью расформирована, и создана новая! Вот и все!»

Заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко обратил внимание представителя ГЖИ на то, что никакое решение областного суда не может быть выше решений Верховного.

Парламентарий заметил: «Если ГЖИ действует в интересах УК – это зло. Необходимо обратиться в прокуратуру: это контролирующий орган, который способен все это посмотреть».

Силовики беспомощны и инертны: собственники остались один на один с ГЖИ

На круглый стол пришли представители прокуратуры и Следственного комитета. «Следак» через 40 минут покинул зал, сославшись на важные дела. А из полиции, в адрес которой было высказано немало критических замечаний, вообще никто не пришел – так в ГУ МВД РФ по Новосибирской области дали понять, что для них интересы граждан не очень-то и интересны.

Поэтому за всех силовиков пришлось отдуваться представителю прокуратуры. Но его выступление было похоже на новогоднее поздравление, чем на серьезный разговор.

Старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере прокуратуры Новосибирской области Сотников Егор прокомментировал:

– Эта проблематика нам известна, мы с коллегами из других регионов контактируем по ней. Есть положительный опыт: в Красноярском крае была решена аналогичная ситуация. По инициативе прокуратуры мы сейчас подготовили проект соглашения между государственной администрацией прокуратуры области и управлением МВД. В настоящее время он находится на согласовании. Это соглашение позволит нам взять ситуацию в свои руки. Необходимо изменить практику и взять жесткой рукой те негативные управляющие организации, которые пользуются определенными нюансами законодательства, пытаются в своих интересах пролонгировать управление тем или иным домом.

Если перевести на русский язык, то это означает: проблему знаем, болтаем по телефону, пишем бумаги, все как-нибудь рассосется.

В завершении заседания круглого стола председатель комиссии комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Дмитрий Козловский напомнил Государственной жилищной инспекции о выполнении их прямых обязанностей – защищать интересы жителей.

Было решено дать инспекции месяц – сделать выводы по результатам заседания. Затем участники круглого стола планируют обратиться к губернатору с просьбой принять меры в отношении должностных лиц ГЖИ. 

Валерия Грубер

Источник: «Сибкрай.ru»