Отчет регионального правительства об исполнении государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области», представленный комитету Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам министром строительства Новосибирской области Алексеем Колмаковым, депутаты подвергли критике.
На человека несведущего цифры отчета могут произвести впечатление: в 2022 году общий объём затрат из федерального, областного и местных бюджетов на эту программу составил 3,423 млрд рублей. Это более чем в десять раз выше уровня 2021 года. Тогда финансирование программы составляло 336,5 млн рублей. По многим позициям плановые показатели выполнены на 100%. Однако, если «заглянуть» за эти проценты, картина получается далеко не радужная, даже печальная. За красивыми процентами чиновники часто не видят людей.
Например, показатели государственной поддержки граждан при приобретении жилья и стимулировании жилищного строительства на бумаге выполнены на 100%. Но дело в том, что во всей Новосибирской области эту поддержку получили всего две семьи: одной выделили 2,7 млн рублей, другой – 100 тысяч. Зато план выполнили.
Показатель по приобретению жилья для многодетных семей выполнен на 84,6%. Фактически же помощь оказали 11 семьям из запланированных 13-ти. При том, что в регионе очередь на получение жилья насчитывает 1300 семей. Т.е., за год чиновники планировали решить проблему лишь 1% многодетных семей. Получается, что такими темпами эту проблему будут решать 100 лет!
Субсидию в качестве компенсации действий недобросовестных застройщиков в 2022 году получили семь человек (год назад таких было 17). Процент выполнения в отчетах хороший, но беда в том, что обманутых дольщиков в Новосибирской области около 1 100 человек.
Такое «жонглирование» цифрами процентов в отчете возмутило депутата Заксобрания Вячеслава Илюхина:
— В прошлом году говорили о том же самом. Когда всё-таки мы увидим реальные показатели? Понимаю, что в отчетах губернатора и правительства очень красиво звучит: на сто процентов выполнили план! Но если посмотрим на содержание этих «ста процентов», то это составляет ноль целых пять десятых от того, что нам нужно. Мы вообще в какое-то странное время живём: сдаём терминалы в аэропорту, которые не работают, стадионы, на которых нельзя играть, выполняем на 100% программы, предоставляя жилье одному человеку… Я бы хотел всё же видеть реальную картину. Мы с прошлого года от этом говорим и говорим, а программы не меняются. Напрасно мы думаем, что люди ничего не понимают. Они понимают, мы же злим людей этими фиктивными отчётами! — отреагировал депутат.
Депутаты подвергли критике программы по обеспечению жильём детей-сирот и по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Было отмечено, что цены на жильё, которые региональное правительство закладывает в программы, не соответствуют действительности – они существенно занижены. Никаких других мер, которые бы стимулировали застройщиков строить и предоставлять жилье для этих целей, не предусмотрено. Это, как отмечают депутаты, ведет к тому, что программы из года в год выполняться не будут.
Вячеслав Илюхин акцентировал внимание, что и механизм распределения льготного жилья далек от справедливости:
— В прошлый четверг, 6 апреля, ко мне на депутатский приём пришла девушка, ей 27 лет, детдомовская. Она стоит в очереди на получение жилья с 2015 года. Была в этой очереди 52-я, потом что-то «переформатировали» так, что она сейчас 817-я. Ей 27 лет, у нее ребёнок. Проблему жилья область до сих пор не помогла ей решить!
Руководителя регионального министроя Колмакова также спросили, каким образом правительством области будет реализован указ президента, по которому до конца 2023 года необходимо решить вопрос с обманутыми дольщиками.
Колмаков ответил, что эту проблему можно решить только при помощи привлечения средств федерального бюджета. По его словам, правительство области обратилось с предложением о перераспределении имеющихся в региональном бюджете денег для восстановления прав обманутых дольщиков, и это предложение сейчас рассматривается Правительством Российской Федерации.
Между тем, реальные рычаги для решения не только проблемы обманутых дольщиков, но расселения ветхого аварийного жилья, и обеспечения квартирами сирот, муниципальных служащих, есть. Депутат Вячеслав Илюхин напомнил, что Правительством Российской Федерации еще в октябре 2020 года было принято Постановление №1704, позволяющее регионам использовать средства федерального бюджета, полученные в виде бюджетных кредитов, на развитие объектов инфраструктуры. А правительственным постановлением № 1189 утверждены правила отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты. Фактически, эти постановления дают механизм, позволяющий региональным властям создавать и развивать инфраструктуру перспективных стройплощадок, а затем, реализуя участки с уже подготовленной инфраструктурой, получать серьезную прибыль. Так, по расчетам Вячеслава Илюхина (эти расчеты подтверждены экспертами), подготовка и обеспечение инфраструктурой трех имеющихся в регионе площадок с последующей реализацией земельных участков под застройку, позволило бы области получить как минимум 10 миллиарда рублей. За счет этих средств можно без дополнительных вложений бюджета можно полностью решить проблему обманутых дольщиков, решать проблемы расселения из ветхого аварийного жилья, обеспечения квартирами сирот, учителей, врачей и т.п.
Однако, вместо этого правительство области пошло по странному и малопонятному пути: направило солидные суммы бюджетных кредитов на поддержку отдельных «избранных» застройщиков, компенсируя их затраты и не получая ничего взамен.
— Почему правительство области не предусмотрело выгоды для Новосибирской области, а предусмотрело выгоду для конкретных застройщиков? Вы-то должны быть нацелены не на получение ими прибыли, а на то, чтобы обеспечить благо для всех жителей Новосибирска и Новосибирской области! – возмутился Вячеслав Илюхин.
Вопрос депутата, увы, остался без ответа…
Депутаты отметили: тот факт, что за два года бюджет программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области» вырос с 336 млн до свыше 3,4 млрд рублей, вселяет оптимизм. Но при этом нужно помнить, что львиная доля от этой суммы – 2 млрд 870 млн – выделяется на создание инженерной инфраструктуры для комплексного развития одной площадки – микрорайона Клюквенный в Калининском районе города.
Программа состоит из 34 подпрограмм, но выполнение ряда из них вызывает вопросы. Позиция депутатов заключается в том, что необходимо увеличить финансирование для обеспечение жильем для детей-сирот, переселение граждан из ветхого аварийного жилья, на другие направления. По мнению депутатов правительство региона должно эффективнее использовать федеральные программы, добиваться включения в них, шире привлекать средства федерального бюджета. Только тогда можно будет говорить, что программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области» работает эффективно и полноценно.
Фото: Законодательное Собрание Новосибирской области