Не нужно ничего обещать — нужно работать!

Вячеслав Илюхин: «Глядя на то, что происходит на праймериз, убеждаюсь, что был прав, сдав партбилет «Единой России»

Лидер местного отделения партии «Родина», депутат Законодательного собрания Новосибирской области, руководитель строительной ГК «Север» ВЯЧЕСЛАВ ИЛЮХИН рассказал «Континенту Сибирь», зачем он следил за праймериз «Единой России», что их итоги говорят о политической обстановке в регионе, как и по какому принципу формируется новый состав ЗС.

— Вы следили за праймериз «Единой России», потому что вам интересно, кто выиграет предварительное голосование на вашем округе в Законодательном собрании? Или вы в целом мониторили процедуру?

— Я изучал только ситуацию по Заксобранию, конкретно на округе 24 (Калининский район Новосибирска), от которого сам избираюсь. На праймериз по этой территории выдвинулся бывший городской депутат Игорь Салов, я был заинтересован в его победе. С избирателями у меня доверительные отношения, просил их поддержать именно Игоря Дмитриевича. В итоге он — на пятом месте: результаты предварительного голосования у меня, мягко говоря, вызывают некоторые сомнения.

Справка

Игорь Салов — председатель новосибирского отделения «ОПОРЫ РОССИИ», член регионального политсовета «Единой России», экс-депутат городского Совета.

В феврале 2025 года Игорь Салов заявил о желании выдвинуться на предварительное голосование ЕР перед выборами в Новосибирске. Согласно данным портала праймериз, на округе по горсовету он занял второе место, а на округе по Заксобранию — пятое.

— Вы сомневаетесь в объективности праймериз именно по Калининскому району?

— Если в стакане с водой, взятой из какого-нибудь озера, есть микробы, это значит, что наверняка такие же микробы содержатся и в самом водоеме. Да, я наблюдал за ситуацией только в Калининском районе, но с моей точки зрения, праймериз отражают картину в целом. Лично я скептически отношусь к легитимности процедуры и ее результатам.

В свое время я сам вышел из «Единой России», которой отдал много лет. Оказалось, для нее я нахожусь на одной ступени с теми, кто зашел, грубо говоря, с улицы. Я должен был еще доказать на праймериз, чем я более ценен для партии. Причем предварительное голосование подается как выборная процедура, обходящаяся без жесткого контроля, который обеспечивают официальные избиркомы на «настоящих» выборах. Какими могут быть санкции к тем, кто практикует подкуп, агитирует на участках в день предварительного голосования? Поэтому в 2015 году я счел ниже своего достоинства участвовать в этом цирке.

При этом я признавал, что имеет право на жизнь и позиция тех, кто предпочел остаться в ЕР, исходя из аргумента: во что же превратится «Единая Россия», если ее покинут все «нормальные» партийцы? Глядя на то, что происходит на предварительном голосовании сейчас, я убеждаюсь, что десять лет назад был прав, сдав партбилет.

Справка.

С 19 по 25 мая «Единая Россия» проводила предварительное голосование по отбору кандидатов перед ближайшими выборами, которые пройдут в сентябре 2025 года. По Уставу «Единой России», праймериз — это обязательная процедура, по итогам которой партия формирует свои списки.

По регламенту ЕР победители праймериз могут выбирать: баллотироваться по округу или встать во главе территориальной группы в партийном списке. Окончательное утверждение перечня будущих кандидатов определяет руководство ЕР.

— Может быть, есть какие-то конкретные примеры необъективного подведения итогов праймериз?

— Я говорю о своих личных наблюдениях. На моем округе перед предварительным голосованием ЕР другие кандидаты не работали, а мы поддерживали Игоря Салова. Но судя по итогам, его обошли «технические» кандидаты. Неизвестные на моем округе помощники неких депутатов городского Совета набрали по полторы, почти по две тысячи голосов. Их ЕР должна будет поставить по одномандатному округу и во главе территориальной группы. Посмотрим, наберут ли они на нормальных выборах хотя бы половину от того, что получили на праймериз.

— Может быть, вы заметили на вашем округе какие-то нарушения? Отдельные телеграм-каналы предъявляли обвинения команде Игоря Салова, «Континент Сибирь» отслеживал эту историю и публиковал позицию стороны.

— Кто-то обвинил его в том, что некий гражданин рассказывает, что занимается подкупом в пользу Салова. Причем делает это в открытую, позируя на камеру, не скрывая своего лица. Начинаем искать по соцсетям этого молодого человека, а он, оказывается, состоит в одной из парламентских партий, позирует с лидером этой структуры. Только какое отношение он имеет к Салову, который является членом ЕР, совершенно непонятно.

Я видел, что происходило в Калининском районе, разговаривал с разными людьми… В общем, не верю в это предварительное голосование.

— Почему для вас важно, чтобы Игорь Салов тоже стал депутатом Заксобрания? По этой причине вы и следили за праймериз.

— Мне важно, чтобы в Законодательное собрание Новосибирской области пришли люди, которые не будут бояться говорить власти правду в глаза. Чтобы я был там не один такой.

Кроме того, Игорь Салов — мой друг, мы с ним тридцать лет знакомы, три созыва вместе отработали в городском Совете депутатов.

Справка

В Новосибирской области на сентябрь 2025 года запланирован ряд кампаний, самая острая борьба намечается на некоторых округах в Совет депутатов Новосибирска и Законодательное собрание Новосибирской области.

В Заксобрании Новосибирской области — 76 депутатов. 38 человек получают места в региональном парламенте по спискам от партий, еще 38 — это те, кто выдвигались по одномандатным округам. В городском Совете Новосибирска — 50 мест, все депутаты избираются по одномандатным округам.

— А каким вы видите следующий созыв Заксобрания, судя по тому, что сейчас происходит? Какие партии будут представлены, по каким качествам идет подбор будущих парламентариев? Верно ли предположение, что (независимо от партии выдвижения) они должны устраивать губернатора и спикера?

— Мое глубокое убеждение, что Законодательное собрание должно состоять из тех, кто служит избирателям, а не определенной политической организации. Сам я представляю «Родину», но все-таки в первую очередь должен блюсти не партийные, а интересы людей. Хочется, чтобы большинство моих коллег придерживались такой позиции. Но в конце концов все зависит от голосующих. Нужно, чтобы на выборы приходили не 18–20%, как обычно, а хотя бы 70–80%. Понимаю, что на данный момент это практически нереально, люди, вероятно, разуверились в выборах.

— Кто же в этом виноват?

— Сложно сказать. Власть ли виновата, сами ли люди сдались и решили, что ничего им не нужно? Может быть, они просто не понимают важности выборов. Нужно как-то до них донести: вы хотите лучше жить, хотите, чтобы кто-то боролся за лучшую жизнь для вас, так сделайте хотя бы минимум, который ждет государство. Когда около 70% граждан придут на избирательные участки, тогда Заксобрание будет действительно состоять из всенародно избранных депутатов.

— А все-таки почему люди не голосуют? Может быть, сказывается геополитическая обстановка? Или сами кандидаты не делают чего-то, что повысит явку, может быть, власти не заинтересованы в том, чтобы граждане поверили в честность выборных процедур и пришли на участки?

— Какая бы в стране ни была макроэкономическая и геополитическая ситуация, есть гражданская обязанность: прийти со своим волеизъявлением. Если 70% граждан пришли бы на выборы, на результаты невозможно было бы повлиять, что-то «докинуть» в чью-то пользу. Депутатами стали бы те, за кого в большинстве проголосовал народ. На встречах с избирателями я слышу: кто-то вообще на выборы не ходит и даже гордится этим. Я прочел в интернете, что в Древней Греции идиотами называли тех, кто не голосует, то есть аполитичных. Не знаю, правда это или нет, но, может быть, что-то в этом есть? Ведь депутат — этот тот, кому избиратели делегируют право принимать решения, а если человек не участвовал в выборах, значит не голосовал в том числе против беспредела, который творится в стенах власти.

— По вашему мнению, изменится ли в следующем созыве расклад сил в Заксобрании? В пользу кого?

— Я не участвую ни в каких группировках. Не буду отрицать, что в определенных моментах поддерживал спикера Заксобрания Андрея Шимкива. Но если от губернатора Андрея Травникова будут исходить здравые инициативы, почему бы мне не выступить на его стороне. Я ко всему стараюсь подходить с точки зрения здравого смысла. Я против того, чтобы депутаты были безголовыми исполнителями.

— Есть ли основания полагать, что оппозиционные парламентские партии ставят кандидатами людей, исходя из того, согласны ли их видеть в партийном списке губернатор или спикер Заксобрания?

— Думаю, без согласования не обходится, но точно утверждать не готов. Большинство политических сил на территории Новосибирской области подконтрольны действующей власти. Поэтому и говорю, что люди должны определиться и прийти голосовать. Просто боюсь, что власть имущие могут заиграться до того, что так мы в конце концов страну потеряем.

— Это слишком глобально. Что конкретно может случиться в Новосибирской области, в Новосибирске?

— Глобальное тоже имеет значение — нельзя из народа делать дураков.

— Вы на новые выборы пойдете снова от «Родины»? Или самовыдвиженцем?

— На самом деле, это неважно. Я остаюсь в рядах «Родины» и пойду от партии. Но мне ничего не мешает одновременно собрать подписи избирателей для самовыдвижения.

— Кто еще будет баллотироваться в Новосибирской области от «Родины»?

— 12 июня в Москве пройдет съезд, региональное отделение готовит предложения. Будем проводить консультации с федеральным руководством.

— Может быть, вы будете Игоря Салова предлагать федеральному руководству «Родины» к выдвижению от вашей партии?

— Почему нет? Время покажет. Кто знает, сможет ли Игорь Салов смириться с тем, как с ним поступает его родная партия. Я в свое время не смирился. Посмотрим, как на итоги праймериз отреагирует руководство «Единой России».

Елена Аникина.

Фото Михаила Перикова из архива «Континента Сибирь»

Источник: Континент Сибирь Online